Весной 2024 года «Автозавод Санкт-Петербург» объявит старт продаж первой модели автомобильного бренда Xcite X-Cross 7. Об этом в ходе презентации нового автомобиля заявил генеральный директор предприятия Иван Миронов. По его словам, модель будет выпускаться в двух комплектациях и в шести цветовых вариациях, а его цена «будет зависеть от рынка».
«Все считали, что потеряли автопром»
Перед началом заседания промышленного совета города Санкт-Петербурга, губернатор Александр Беглов лично испытал Xcite X-Cross 7 и заявил, что в этом году объем производства кроссоверов класса C достигнет до 25 тыс. единиц. Он отметил, что ранее многие думали, что автопром в городе утрачен, но перезапуск конвейера петербургского автозавода полгода назад стал явным сигналом об уверенном развитии этого сектора экономики. Губернатор выразил надежду на то, что Санкт-Петербург станет технологическим лидером в российской автомобильной промышленности. Эксперты и профильные СМИ уже отметили сходство кроссовера с китайским автомобилем Chery Tiggo 7 Pro.
«Не похож, а идентичен»
В январе 2024 года было объявлено о запуске нового бренда Xcite. Представители компании заявили о начале производства новых автомобилей в тесном сотрудничестве с международными партнерами. «Автозавод Санкт-Петербург» обещал также запустить производство еще одной модели автомобиля до конца года. В рамках разговора с Александром Бегловым, Иван Миронов выразил намерение предприятия расширить ассортимент выпускаемых автомобилей и работать над локализацией производства.
Пресс-служба завода не подтвердила и не опровергла информацию о том, что Xcite X-Cross 7 собран на базе Chery Tiggo 7 Pro. По условиям сотрудничества название партнера не раскрывается, был получен ответ на запрос РБК Петербург. Председатель автоклуба «А24» Денис Шубин подчеркнул, что Xcite X-Cross 7 не похож на Chery Tiggo 7 Pro, а является абсолютно идентичным, различия можно заметить только в эмблемах и мелких деталях кузова.
«Сейчас Chery Tiggo — это массовый автомобиль из-за активности дистрибьютора на российском рынке, — заметил Шубин. — При выпуске аналогичного авто под другой маркой отличие будет лишь в том, что один собран на территории РФ, а Chery поставляется к нам из Китая. Автомобиль Xcite будет спокойно проходить по всем условиям тендера как отечественный автомобиль, и сбыт ему, я думаю, гарантирован».
Цена Xcite X-Cross 7 на старте продаж ожидается в районе 2,5 млн руб., полагают аналитики автомобильного рынка. Бренд Chery входит в число самых продаваемых в Петербурге, но помимо горожан приобретать его «клона» будут и различные госструктуры через тендеры как самый большой и оснащенный (относительно машин семейства ВАЗ) автомобиль для служебных нужд, уверен Денис Шубин.
Отсутствие технологий
Российские производители автомобилей уже не впервые копируют модели китайского автопрома. В прошлом году был представлен автомобиль «Москвич-3», который эксперты считают точной копией китайского автомобиля JAC JS4. Глава региональной общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО» Святослав Данилов жалуется на распространение этого тренда на российском автомобильном рынке.
Он объясняет, что такая практика связана с экономической необходимостью и отсутствием возможности инвестировать большие суммы в разработку собственного уникального продукта из-за отсутствия необходимых технологий. По его мнению, китайцы тоже начинали с копирования истории автомобилей. Он отмечает, что ключевым фактором будет цена нового автомобиля Xcite X-Cross 7 — если она будет выше, чем у копируемого автомобиля, то он сомневается, что кто-то будет покупать его.
Упрощенная локализация
В перспективе возможно появление еще нескольких аналогичных брендов, так как процедура локализации упрощена до установки одной сборочной единицы. Минпромторг ставит перед собой задачу максимальной локализации производства в стране. По мнению экспертов, достаточно установить новый руль или колеса на китайский автомобиль, чтобы поставить штамп «произведено в РФ».
Генеральный директор автоцентра «Истком» Нонна Шалина объясняет, что автомобиль считается произведенным на территории РФ, если какой-либо из его узлов собирается на этой территории. В зависимости от степени локализации производства (если какая-то часть узлов выпускается в РФ), возможно получение льгот по уплате утильсбора. Однако с точки зрения логистики более выгодно получать узлы автомобиля по отдельности и собирать их на территории России на приобретенном конвейере.
Однако, если Xcite X-Cross 7 будет продаваться по цене ниже Chery Tiggo 7 Pro, автомобиль будет пользоваться популярностью. Если же цена будет выше, то перспективы массовых продаж станут сомнительными. Эксперты утверждают, что общий тренд копирования зарубежных автомобилей свидетельствует об отсутствии собственных технологий и способности разрабатывать качественные продукты.
Ранее уже сообщалось, что в Петербурге наблюдается увеличение очередей в автосервисах из-за частых поломок китайских автомобилей. В 2023 году владельцы китайских автомобилей в Северной столице стали обращаться по страховым случаям в два раза чаще, чем геодом ранее, и средняя стоимость ремонта таких машин увеличилась на 10-25%.